СТАНДАРТЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2012 Г №1916-р ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 НОЯБРЯ 2013Г №ВК-844/07 Пункт 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р: В образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Зачем нужна медиация школе? Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Главное предназначение медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения Зачем медиация нужна родителям? Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми. Зачем медиация нужна детям? В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании. Школьная служба примирения это: 1. Разрешение конфликтов силами самой школы. 2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации. 3. Профилактика школьной дезадаптации. 4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы. Миссия школьной службы примирения: 1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов 2. Конфликт превращается в конструктивный процесс 3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения 4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых 5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости. Целями службы медиации является: - Популяризация среди обучающихся, родителей и педагогов альтернативных форм разрешения конфликтов; - Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации; - Снижение количества административных способов реагирования на конфликты и правонарушения; - Повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса, в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте. Задачами службы медиации являются: - Проведение медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций для участников конфликтов; - Обучение обучающихся альтернативным методам урегулирования конфликтов и разделения ответственности; - Информирование обучающихся и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации. |
|